Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 15"
660046, город Красноярск, проспект Машиностроителей, д. 8
e-mail: gymn15@mailkrsk.ru
сайт создан в мае 2022 г.
+7 (391) 267-65-22 (приёмная)
+7 (391) 266-93-60 (вахта)
ФГОС-2021
Главная - Деятельность - ФГОС-2021

ФГОС-2021

Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022

Минпросвещения ответило на типичные вопросы по переходу на ФГОС-2021
Требуется ли заявление родителей при переводе на обучение по обновленным ФГОС?
  • С 1 сентября 2022 года все ученики 1-х и 5-х классов будут учиться по новым ФГОС НОО и ООО. Ученики 2–4-х и 6–9-х классов могут продолжить осваивать ООП по образовательным стандартам второго поколения. Школа может перевести на ФГОС-2021 все параллели уровней НОО и ООО, если для этого есть условия и родители учеников 2–4-х и 6–9-х классов согласятся перейти на новые программы. Свое согласие родители фиксируют в заявлении. При этом школа самостоятельно устанавливает порядок согласия от родителей, а также порядок перевода конкретного класса или конкретных учеников на обучение по ФГОС-2021 (ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Об учебных предметах «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература», «Второй иностранный язык». По ФГОС НОО и ООО второго поколения предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» и «Родная литература» обязательны для изучения. Во ФГОС-2021 НОО и ООО эти предметы также входят в список обязательных. При этом, в школах, где язык образования русский, эти предметы изучают по заявлению родителей и если у школы есть для этого условия (п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Так, возникают противоречия и неоднозначная трактовка требований об обязательности или необязательности включать предметы в учебный план. Аналогичная ситуация со вторым иностранным языком на уровне ООО.
  • В ведомстве подчеркнули, что для учеников, которые осваивают ООП по ФГОС НОО и ООО второго поколения, предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература», «Второй иностранный язык» обязательны для изучения. Во ФГОС-2021 предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература», «Второй иностранный язык» также входят в перечень обязательных. Однако школы включают эти предметы в учебные планы только при наличии возможностей преподавать их и с согласия родителей. Школа может опираться на примерные ООП, когда будет разрабатывать собственный документ. В примерных ООП есть варианты учебных планов для уровней НОО и ООО как с изучением предметов «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература», «Второй иностранный язык», так и без них.
Об углубленном изучении учебных предметов. ГОС-2021 ООО предусматривает, что школьники могут осваивать программы по учебным предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия» и «Биология» на двух уровнях – базовом и углубленном. Если школа реализует углубленное изучения по предмету «Иностранный язык», то может ли она сохранить преподавание по этому предмету на углубленном уровне?
  • Школа вправе самостоятельно определить предметы для углубленного изучения. Предметы, которые определите для углубленного изучения, должны соответствовать условиям, которые содержат новые ФГОС. То есть удовлетворять различные интересы учеников, потребности в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывать этнокультурные интересы.
Об электронных учебниках. Можно ли обеспечить учеников электронными учебниками, а не бумажными по предметам одного часа? Например, по музыке, ОБЖ, ИЗО, физической культуре.
  • В ведомстве ответили, что в данный момент можно выдать электронный учебник только в качестве дополнительного. По требованиям ФГОС-2021 НОО и ООО школа обязана обеспечить ученика печатным учебником по каждому предмету учебного плана. Это также касается предметов, которые школа включила в формируемую часть. В настоящий момент в Минюсте на регистрации находятся приказы Минпросвещения, по которым предполагают внести изменения в новые ФГОС НОО и ООО. Эти проекты допускают, что ученику можно выдать электронный учебник, если предмет не входит в перечень экзаменов ГИА.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие обучающихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо  от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

Что изменили во ФГОС-2021 НОО. Нововведения в образовательных стандартах на уровне начального общего образования касаются объёма учебной нагрузки, деления учеников на группы и порядка обеспечения учебниками. Также Минпросвещения уточнило особенности обучения детей с ОВЗ.
  • Объём учебной нагрузки. В начальной школе увеличили объём учебной нагрузки. На уровне НОО максимальный объем стал больше на 155 часов. Теперь он составляет 3345 учебных часов. Так, максимальная нагрузка учеников по ФГОС второго и третьего поколения стала одинаковой.
  • Деление на группы. Ведомство уточнило порядок деления учеников на группы. Добавили норму, что деление на группы может определяться образовательными потребностями и интересами учеников. Например, чтобы обеспечить изучение родного языка в школах, где наряду с русским языком ученики осваивают родной язык, государственный язык республик России, иностранный язык.
  • Обеспечение учебниками. Изменили порядок обеспечения школьников учебниками. Из текста ФГОС убрали формулировку, которая обязывала школу выдавать ученику печатный учебник по каждому предмету учебного плана. Теперь школьникам нужно выдать не менее одного печатного учебника по таким предметам, как русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, иностранные языки. В печатной или электронной форме можно выдавать учебники по другим предметам и курсам из обязательной или формируемой частей учебного плана.
  • Обучение детей с ОВЗ. Минпросвещения пояснило, что обучать школьников с ОВЗ следует не по ФГОС-2021 НОО, а по специальным образовательным стандартам. Это ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС для учеников с умственной отсталостью.
Что изменили во ФГОС-2021 ООО. Изменения в образовательных стандартах на уровне основного общего образования затронули объём учебной нагрузки, деление учеников на группы, порядок обеспечения учебниками. Также нововведения касаются учебного предмета ОДНКНР и оснащения учебных кабинетов.
  • Объём учебной нагрузки. В основной школе увеличили максимальную учебную нагрузку. Она выросла на 299 часов. Теперь максимальный объём учебной нагрузки на уровне ООО составляет 5848 часов.
  • Перечень обязательных учебных предметов. Минпросвещения скорректировало перечень обязательных учебных предметов. В него добавили учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Ранее в стандарте не было отдельного предмета ОДНКНР. Была только предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Учебный предмет будут вводить поэтапно. Так, с 2023/24 учебного года в школах будут преподавать ОДНКНР с 5-го по 9-й класс.
  • Деление на группы. Ведомство конкретизировало порядок обучения учеников в группах. Деление на группы может определяться образовательными потребностями и интересами учеников. Например, чтобы обеспечить изучение родного языка в школах, где наряду с русским языком ученики осваивают родной язык, государственный язык республик России, иностранный язык.
  • Обеспечение учебниками. Из текста ФГОС убрали формулировку, которая обязывала школу выдавать ученику печатный учебник по каждому предмету учебного плана. Теперь школьникам нужно выдать не менее одного печатного учебника по конкретным предметам. Это русский язык, математика, физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика. В печатной или электронной форме можно выдавать учебники по другим предметам и курсам из обязательной или формируемой частей учебного плана.
  • Оснащение кабинетов по предметным областям. Кабинеты по всем предметным областям обязали оснастить наглядными пособиями, картами, учебными макетами и специальным оборудованием, чтобы развивать компетенции учеников. Предыдущая редакция ФГОС фиксировала, что такое оснащение должно быть в кабинетах по определенным предметным областям. Это «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранные языки», «Общественно-научные предметы», «Искусство», «Технология», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
  • Оснащение кабинетов по предметам естественно-научного цикла. Ведомство оставило норму, что в кабинетах естественно-научного цикла, в том числе физики, химии и биологии, должно быть специальное лабораторное оборудование, чтобы проводить опыты и экспериментальные работы. Также ФГОС допускает, что школы могут создать кабинеты со специальным оборудованием, которые интегрируют средства обучения и воспитания по нескольким учебным предметам.
Источник: приказы Минпросвещения от 18.07.2022 № 568, № 569


http://edsoo.ru – сайт, сопровождающий введение апробацию Рабочих программ ФГОС
Виртуальный ресурс ФГОС Красноярского края https://r.kipk.ru

Организационно-управленческое обеспечение введения ФГОС НОО и ФГОС ООО
Координатор подготовки к введению обновлённых ФГОС - Васильева С.М., заместитель директора по УВР
  • Правила приёма граждан на обучение,
  • Положение о порядке зачёта результатов освоения обучающимися учебных предметов,
  • Положение о языках образования,
  • Положение, регламентирующее режим занятий обучающихся,
  • Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,
  • Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья,
  • Режим занятий,
  • Штатное расписание

  • план работы внутришкольных методических объединений с ориентацией на методическую помощь педагогическим работникам в вопросах реализации обновленных ФГОС
  • педагогические советы, совещания по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО
  • Определён список учебников, учебных пособий, информационно-цифровых ресурсов, используемых в образовательном процессе и соответствующих требованиям обновленных ФГОС
  • Обновлён/укомплектован библиотечно-информационный центр (школьная библиотека) ОО учебной и учебно-методической литературой (каждый обучающийся имеет по всем учебным предметам, учебным курсам учебного плана учебник на печатной основе)
Информационное обеспечение
ПАМЯТКИ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС НОО и ФГОС ООО:

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ:


Типовой комплект методических документов по учебным предметам основного общего образования разработан в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по заказу Министерства просвещения Российской Федерации.
Семинар (КИМЦ) для заместителей директоров по УВР, курирующих начальную школу, по теме «О разработке образовательных программ НОО в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС НОО», в рамках которого участники семинара были ознакомлены с требованиями обновлённого ФГОС НОО к образовательной программе НОО. Презентация

Примерные программы:
ФГОС начального общего образования:
ФГОС основного общего образования:
Обновлённые ФГОС НОО и ФГОС ООО: обзор 18 ключевых изменений и новых возможностей
1. Вариативность
  • Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
  • Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
  • Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
  • Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
  • Вариативность даёт школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
2. Планируемые результаты
  • В обновлённых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.
Предметные результаты
  • Обновлённые ФГОС 2021 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
  • Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
  • На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
  •  Предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций. Школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
3. Метапредметные и личностные результаты
  • Обновлённые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
  • Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
  • В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.
4. Пояснительная записка к Программе
  • Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.
5. Содержательный раздел Программ
  • Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Ещё дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.
  • В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:
рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
• программу формирования УУД;
• рабочую программу воспитания.
  • Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
6. Рабочие программы педагогов
  • Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
7. Рабочая программа воспитания
  • Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООН и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
  • Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть ( ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей ( ФГОС ООО)
8. Программа формирования универсальных учебных действий
  • По обновленному ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся». Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО)
9. Предметные области и предметы
  • В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
  • Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе ( Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся пункт 32.1 ФГОС НОО, пункт 33.1 ФГОС ООО).  
  • Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий – п.33.1. ФГОС ООО.
  • При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п.33.1. ФГОС ООО)
10.Объём урочной и внеурочной деятельности
  • ФГОС НОО (2009 года): 2904 – минимум, 3345 – максимум
  • ФГОС ООО (2010 года): 5267 – минимум, 6020 – максимумФГОС НОО (обновленный ФГОС-2021): 2954 – минимум, 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО)
  • ФГОС ООО (обновлённый ФГОС-2021): 5058 – минимум, 5549 – максимум (п. 33.1 ФГОС ООО)
  • Уменьшили объём внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
11. Особенности обучения детей с ОВЗ
  • В разделе «Общие положения» указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.
12. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
  • Старый ФГОС 2009 и 2010 годов таких требований не устанавливал. Теперь обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
13. Деление учеников на группы
  • Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учётом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (ФГОС НОО, ФГОС ООО)
14. Информационно-образовательная среда
  • Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)
15. Оснащение кабинетов
  • Обновлённые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО)
16. Обеспечение учебниками
  • Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО)
17. Психолого-педагогические условия
  • В обновлённых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)
18. Повышение квалификации педагогов
  • Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании ФЗ-273 эта норма по-прежнему закреплена, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО)
Информационно-просветительские мероприятия и конференции, проводимые Институтом стратегии развития образования РАО
Всероссийские просветительские мероприятия
Конференции
Семинары
Методические видеоуроки
Методические видеоуроки для педагогов, разработанные в рамках проекта «Обновление содержания общего образования» в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования. Видеоуроки – результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания. Ссылка на весь перечень видеоуроков (единое содержание общего образования) - https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

Связаться с нами

Оставьте вашу заявку и пожелание и мы свяжемся с вами
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 15»
Copyright. 2008-2022

Телефон: E-mail: Учредитель: 8 (391) 266-93-60 gymn15@mailkrsk.ru Администрация г.Красноярска http://www.admkrsk.ru


Место нахождения образовательной организации: 660046, город Красноярск, проспект Машиностроителей, д. 8  (фактический адрес совпадает с юридическим).
Гимназия находится в Ленинском районе г. Красноярска.