Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 15"
660046, город Красноярск, проспект Машиностроителей, д. 8
e-mail: gymn15@mailkrsk.ru
сайт создан в мае 2022 г.
+7 (391) 267-65-22 (приёмная)
+7 (391) 266-93-60 (вахта)
Функциональная грамотность
Главная - Деятельность - Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».
Алексей Алексеевич Леонтьев, лингвист,
психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук

Федеральные документы

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
  • Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
  • При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на её основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
  • Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
  • Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодёжи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественнонаучная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Задания на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. 
Тест «Цифровые компетенции педагога»: https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv2/test/start-1/
Интенсив ЯУчитель 3.0: https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv3/

Связаться с нами

Оставьте вашу заявку и пожелание и мы свяжемся с вами
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 15»
Copyright. 2008-2022

Телефон: E-mail: Учредитель: 8 (391) 266-93-60 gymn15@mailkrsk.ru Администрация г.Красноярска http://www.admkrsk.ru


Место нахождения образовательной организации: 660046, город Красноярск, проспект Машиностроителей, д. 8  (фактический адрес совпадает с юридическим).
Гимназия находится в Ленинском районе г. Красноярска.